Сатанов
Что стоит посмотреть

  • Замок, 14-16 вв. Начинали его строить магнаты с подозрительной фамилией Одровонжи. Похоже на какого-нибудь негра-футболиста. В замке бывал сам Петр Первый
  • На территории замка сохранилась древнейшая четырехярусная круглая башня. Башня сооружена в 14в., ее бойницы предназначены для стрельбы из лука.
  • Городские ворота с гербом Сенявских и каменной плитой, на которой Адам Сенявский в витиеватой форме расписал конкретно, что это за сооружение, кто, весь такой замечательный, его построил, и для чего оно предназначено (вдруг татары с турками не поймут, что это ворота и их надо штурмовать, и зайдут в город в другом месте, где заборов с воротами нету. А так все ясно, дурачками прикинуться не получится)
  • Синагога, 1514г., сооружена в типичном для оборонных синагог тех времен мавританском стиле. Внутри сохранилась лепка и росписи стен.
  • Старое еврейское кладбище с очень оригинальными надгробными памятниками, многие из них являются настоящими произведениями искусства
  • С кладбища открывается панорама Троицкого монастыря в селе Сатановская Слободка
  • В зарослях та территории бывшего сахарного завода возле замка обнаружился древний постамент, возможно, какого-то памятника, с надписями на польском языке. Поскольку по-польски мы нихт фирштейн, что это было так и осталось загадкой
  • Возле больницы, если очень постараться, можно найти старейший в Украине памятник времен резни Богдана Хмельницкого - высокая каменная колонна с фигурой скорбящего Иисуса. Его приказал установить коронный гетьман Мартин Калиновский в 1653г. после того, как так называемые освободители-казаки вырезали весь гарнизон города вместе с мирными жителями. Скорбящий Иисус спрятался в таком месте, что обнаружить его сложновато. Нам пришлось опросить аж трех аборигенов, несмотря на то, что ориентировочное место мы знали и начали поиск от входа в больницу. Один из аборигенов выразил странное мнение по поводу каменной фигуры - мол, продал Сатанов, вот и скорбит... Интересно, на что же Иисус вырученные деньги потратил?
    Уже потом в интернете прочитал - местные жители считают, что фигура на этом памятнике - вовсе не Иисус, а сам Калиновский! А пригорюнился оттого, что проиграл Сатанов в карты пану Сенявскому...

Сатанов, 2009г., 2015г.
Синагога, нач. 16 в. Так она выглядела в 2009 году...
Уникальная круглая башня
Постамент, найденный где-то в кустах. Похоже, утащен с польского кладбища
Скорбящий Иисус
ИСТЕРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    Точное время основания Сатанова неизвестно. Первое письменное упоминание о Сатанове относится к 1404 году, когда польский король Владислав II Ягайло отдал Петру Шафранцу Сатанов с окрестностями и Зиньков, обязав его за это выставлять на королевскую службу отряд вооружённых людей для обороны приграничных земель, в том числе и Сатанова.
    С 1444 – местечко. В 16–18 вв. – в Подольском воеводстве в составе Речи Посполитой (в 1672–99 – под властью Османской империи). С 1795 – в составе Российской империи. С 1926 – центр еврейского национального поссовета.
    В 1738 г. в Сатанове проживало св. 1000 евреев (св. 20%), в 1873 г. – ок. 1800 (ок. 60%), в 1897 г. – 2848 евреев (68%), в 1939 г. – 1516 (ок. 50%), в 1989 г. – 7 евреев.

    Евреи жили в Сатанове с 16 в. В 1528 и 1531 еврейское население пострадало от набегов татар и было освобождено от налогов и таможенных пошлин сроком на 8 лет. В это же время была построена Большая синагога. 

    В нач. 17 в. раввином в Сатанове был Авром-Хаим Шор (?–1632, Львов). В 1-й пол. 17 в. в Сатанове практиковал известный врач, выпускник университетата в Падуе, Гедалья Харинг. 

    В 1648 евреи Сатанова принимали участие в обороне города от войск Б.Хмельницкого. В 1648–49 еврейское население пострадало от нападений крестьян окрестных местечек и отрядов Максима Кривоноса, в 1651 – от казацких набегов. Еврейская община Сатанова была уничтожена, погиб раввин Шломо Спира (1618–1650). 

    Во время турецкого правления евреи вновь поселились в Сатанове. После перехода города под власть Речи Посполитой возобновил деятельность суд местечка, известный своей жестокостью. Христиан казнили на северной горе около Сатанова, евреев и цыган – на южной. Для казни евреев использовали т. н. кошерный меч, который между казнями висел на воротах замка. Меч хранился в ратуше Сатанова вплоть до Польского восстания 1830–31. 

    В 1702 евреи Сатанова вновь подверглись нападению казацких отрядов. 
    В нач. 18 в. в Сатанове создана самостоятельная община. Евреи селились на территории от Рыночной площади до замка, по Городецкой ул. и по улице, проложенной от Николаевской церкви. Евреям принадлежало ок. 220 домов. Евреи – арендаторы промыслов, трактиров, владельцы магазинов, купцы, врачи, аптекари, деятели общественного управления и раввины жили в каменных или деревянных домах на каменном фундаменте в р-не Рыночной пл. Среди евреев были ремесленники, объединенные в общества портных и скорняков (подобные цехам), кустари (ювелиры, стекольщики, кузнецы, печатники), парикмахеры, музыканты, пекари. Евреи-купцы из Сатанова регулярно приезжали на крупные европейские ярмарки в Бреславе, Лейпциге и Франкфурте. 

    В 1754 была реконструирована Большая синагога. В 1756 в Сатанове был устроен публичный суд над франкистами. Суд в Сатанове предварил собрание представителей польского еврейства в Бродах в 1756. Одним из раввинов, объявивших херем франкистам, был раввин из Сатанова Яков Сегаль. В диспуте между франкистами и «талмудистами», устроенном епископом Дембовским, среди четырех раввинов, принявших в нем участие, был раби Мендель из Сатанова. 

    В 1770 эпидемия чумы значительно сократила численность еврейского населения. 
    В кон. 18 в. библиотека еврейской общины в Сатанове была крупнейшей в Подолии (в 1776 – 754 тома). 

    К кон. 18 в. в Сатанове сформировалась община хасидов. Одним из первых ее лидеров был ученик И.Баал-Шем-Това,  магид из Сатанова Исроэль Гелерентер. На рубеже 18–19 вв. цадиком в Сатанове был рабби Хаим, внук знаменитого рабби Ихла-Михла (1721–1776) из Злочева. В сер. 19 в. раввин Сатанова – Ханох-Генох (1800–1884), основавший впоследствии хасидский двор. К кон. 19 в. самыми влиятельными в были гусятинские и зиньковские хасиды, имевшие собственные синагоги.

    В нач. 19 в. среди занятий еврейского населения Сатанова аренда являлась наиболее надежной статьей дохода. В 1833 купцу Зейдману была отдана с торгов аренда мельницы на 5 лет. В 1877 в Сатанове открылся переходный пункт через границу, в результате чего получили развитие экспорт, импорт, а также контрабанда, которой активно занимались евреи.

    В 1889 в Сатанове действовало 8 синагог, имелась миква. В кон. 19 – нач. 20 в. евреи занимались мыловаренным и веревочным производством, выжиганием извести и др.; однако основными занятиями большинства еврейского населения оставались выделка шкур, шитье и продажа тулупов, заготовка и торговля продукцией сельского хозяйства. 

    В 1902 в Сатанове было 300 евреев-домовладельцев. Наиболее зажиточные евреи жили в центральной части города; мелкие кустари заселили район, который назывался «Мицраим Гесл».

    С 1905 в Сатанове действовал сионистский кружок. В 1910 было организовано отделение ОПЕ (во главе с Рувимом Ледервергером). Делегаты из Сатанова участвовали в работе 10-го Сионистского конгресса в Базеле. 

    В 1913 открылся синематограф; первая лента, показанная в нем, была посвящена жизни евреев-колонистов в Эрец Исраэль. 

    В нач. 20 в. в Сатанове действовали 9 синагог, двухклассная женская школа, несколько хедеров, в т. ч. нелегальный под руководством Беккера и Р.Ледервергера. В 1910 в Сатанове была открыта талмуд-тора. В 1911 работала частная еврейская типография. Действовало Общество взаимного кредита (рук. – Исроэль Ужиревич), в 1914 открылась ссудо-сберегательная касса. В 1914 евреям принадлежали все 3 магазина аптечных товаров, все 7 лесных складов, медоваренный завод, 70 лавок и магазинов (в т. ч. все бакалейные – 21, все мануфактурные – 21, единственный мебельный магазин, единственный обувной, оба винных). Единственную мельницу в Сатанове арендовал еврей. 

    В 1914–15 неск. евреев Сатанова были арестованы по подозрению в шпионаже в пользу Австро-Венгрии. В июле 1915 при отступлении русской армии военные власти в 3-дневный срок выселили евреев из Сатанова. Было разрешено вернуться только через год. 

    После 1917 в Сатанове действовали организация Бунда, отделения «Цеирей Цион», «Ге-Халуц». Сионисты открыли в Сатанове школу «Иври». Школа была ориентирована на курсы средних школ в Эрец Исраэль. Возобновили деятельность действовавшие до 1-й мировой войны благотворительные общества «Бикур хойлим», «Линас га-Цедек», «Хекдеш». 

    В 1919 в армию Директории были призваны 18 молодых евреев (четверо из них были убиты сослуживцами). Летом 1919 части Директории устроили в Сатанове погром. Евреи организовали отряд самообороны, 3 бойца которого погибли в столкновениях с бандитами. 

    После запрета на преподавание иврита в школах в 1920-х гг. учитель Вайнштейн организовал ежедневные занятия с детьми вне школы. Действовал кружок «Лошн койдеш» по изучению иврита. В 1925 была запрещена деятельность групп «Цеирей Цион». В 1926 несколько десятков молодых евреев Сатанова выехали в Палестину. 

    В 1927 в Сатанове было построено новое кирпичное здание для еврейской школы. В 1928 создан ТОЗ «Колос» (состоял в осн. из евреев), в 1932 – колхоз «Великан» (295 дворов, объединял преимущественно евреев). 

    В 1936 еврейская школа была закрыта; в ее здании организована украинская школа. В 1920–30-х гг. были закрыты синагоги. 

    6 июля 1941 в Сатанов вошли части вермахта. Здание бывшей еврейской школы заняла жандармерия. 5 августа 1941 был произведен первый расстрел евреев. 14–15 мая 1942 евреи Сатанова (240 чел.) были заживо замурованы в подвалах старинного дома. За время оккупации в Сатанове погибло 647 евреев. Многие евреи были депортированы в другие населенные пункты. После освобождения в 1944 в Сатанов вернулось несколько десятков евреев. В 1960-х гг. здесь проживало около десятка еврейских семей. На нач. 21 в. евреев в Сатанове нет.

Сатанов на карте Боплана
На рисунке Наполеона Орды легко узнать ворота и синагогу
Козаки советского разлива
Мы табличку прочитали и внутрь попали:)
Замок расположен на высоком холме, с его стен открывается красивая панорама города и реки Збруч
ГЛАВНАЯ                    ЕВРЕЙСКИЕ МЕСТЕЧКИ                ПУТЕШЕСТВИЯ по ЕВРОПЕ                      КОНТАКТЫ            
Все фото в полном размере
myshtetl.io.ua
местечки
Еврейские
А так - сейчас. Красиво. При реконструкции уничтожили кучу уникальных элементов и надписей. И все это теперь напоминает евроремонт в особняке резкоразбогатевшего мещанина... Ну и аура... Ее просто нет
Это был вход в комнату раввина, сейчас замурованный. Вместе с балкой и резным порталом
Городские ворота
Все входящие должны были это прочитать. Кто ошибался - того не пускали:)
Местечковая застройка. Эта дорога ведет к синагоге
А это уже местный модерн
Ну и самое интересное - уникальное еврейское кладбище. Самый старый памятник здесь датирован 1576 годом
Единственный найденный памятник со звездой Давида