• Ольгополь
    Что стоит посмотреть

    • Здание земской больницы с элементами неоготики, XIX в.
    • Синагога "Най клос" (Новая синагога) - единственная сохранившаяся в местечке, основной процент жителей которого когда-то составляли евреи. В советское время была перестроена под кинотеатр. Сейчас ни синагога, ни, как оказалось, кинотеатр в Ольгополе не нужны...
    • В центре стоит полурарушенное здание бывшей чайной. Чай почему-то тоже уже не в моде...
    • Мимо Ольгополя как-то проезжал Пушкин, не исключено, что километрах в 20-ти) Это не помешало ольгопольчанам сочинить легенду в стиле Остапа Бендера (якобы у Александра Сергеевича тут приключилось ДТП - сломалась ось телеги, и с горя он продул 100 рублей в карты), и отгрохать симпатичный веселый памятник, ставший местной достопримечательностью

    Ольгополь, 2012 г.
    ИСТЕРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

            Название Ольгополь было первоначально дано императрицей Екатериной II в 1795 г. другому ме­стечку (Чечельнику) в честь её внучки Ольги Павловны. 

    В 1812 г. село Рогузка Чечельницка, пере­именованное в Ольгополь, получи­ло статус местечка и стало уезд­ным центром (Чечельнику верну­ли прежнее название). В народе Ольгополь иронически называли Голополь или Голополье из-за ужасающей бедности этого уездно­го города. 

    В послевоенные годы бывший уез­дный город постепенно превратил­ся в село с населением около пяти тысяч человек. 


            Несколько еврейских семей про­живали в Рогузке (впоследствии Рогузка Чечельницка) со второй половины XVIII в., ещё до полу­чения поселением городских прав. С получением местечком статуса уездного города численность его еврейского населения значительно увеличилась.

    В 1834 г. еврейская община Ольгополя насчитывала 217 человек. В то время она не имела собственно­го здания для синагоги, но содер­жала раввина, хазана, шамеса, габая и «баал-коре» (чтеца Торы). У общины был также свой шойхет, а могеля приглашали из соседних местечек. В Ольгополе был лишь один хедер.

    В 1845 г. в Ольгополе действо­вали уже четыре хедера, два из них — второй ступени. В большинстве хедеров преподавали (по крайней мере, номинально) русский язык. В хедерах обучалось около пятидеся­ти детей.

    В октябре 1851 г. в Ольгополе открылось казённое еврейское учи­лище первого разряда. В 1854 г. в двух его классах занимались 25 учеников. В училище было всего три учителя: смотритель хрис­тианского вероисповедания, он же преподавал русский язык и ариф­метику, и два еврея — учителя ев­рейских предметов и немецкого языка.

    В 1853 г. по официальным дан­ным в Ольгополе были деревян­ный молитвенный дом, имевший 256 прихожан, «духовный раввин» р. Шалом-Меир Гринбург и ка­зённый раввин Hoax Косой.

    В 1860 г. община численностью 715 человек (всего жителей местечка 4281), содержала каменную сина­гогу и два деревянных молитвен­ных дома. Евреи уездного города в большинстве своём были мелки­ми торговцами и ремесленниками. Среди наиболее крупных групп ремесленников были бондари (22 мастера из 48 работников этого промысла), портные (16 мастеров из 30), кузнецы (6 из 11). В силу удалённости уездного центра от железной дороги самым распро­странённым среди евреев видом деятельности был извоз (всего в Ольгополе было 45 извозчиков).

    В 1881 г. по постановлению Ко­митета общественного здравия ольгопольские городские власти за­крыли еврейское кладбище на бе­регу реки Савранки, так как оно оказалось в непосредственной бли­зости (в 40 саженях вместо разре­шённых 100) от предместья Мацковки, расположенного на той же реке выше Ольгополя.

    В 1889 г. в Ольгополе были три синагоги: «Олтер клюс» («Старая синагога»), «Бесмедреш» («Дом толкования»), «Най клюс» («Но­вая синагога»), в городе жил казённый раввин уезда Герш-Мендель Финкелыптейн.

    Большая часть торговли уездного города находи­лись в руках евреев, они владели самими разнообразными магази­нами и лавками.
    В начале 1910-х гг. в городе воз­никли и более крупные предпри­ятия. Евреи содержали все девять городских гостиниц, пивоваренный завод, единственную в городе чай­ную, дровяные и лесные склады (часть леса отправлялась на экс­порт). Им принадлежали две часо­вых мастерских, типография, фо­тоателье и большая часть лавок.

    В 1900 г. сионистами была от­крыта субботняя школа для взрос­лых с преподаванием ремесленных специальностей, в школе занима­лось более 80 человек. Сионист­кая организация активно действовала в местечке и впоследствии.

    Начиная с февраля 1919 г. Ольгополь не раз подвергался разбой­ным нападениям.
    14—16 мая 1919 г. банды атаманов Заболотного и Ча­лого устроили погром, во время которого погибло 20 человек. 4 октября того же года, в Йом Кипур, погром был произведён крестьяна­ми близлежащих сёл, а на следу­ющий день город был разграблен проходившей через него деникинской частью.

    В 1924 г. в Ольгополе насчиты­валось 10200 жителей, из них 2800 евреев и 59 поляков. В 1920-е гг. здесь была открыта четырёхклас­сная школа с преподаванием на идише (в начале 1990-х гг. в её по­мещениях находилось отделение продлённого дня средней школы).

    В 1930-х гг. был создан еврейский колхоз «Працівник» («Труже­ник»). В предвоенные годы общи­ной руководил шойхет, погибший в гетто во время нацистской оккупа­ции.

    Еврейское население Ольгополя в 1939 г. составляло 660 человек (11% населения).

    Румынские оккупацион­ные власти превратили еврейский квартал в гетто, где жили около 100—150 семей местных евреев, а также несколько сотен евреев, депортированных из Бессарабии. В здании синагоги «Най клюс» бы­ли поселены евреи, депортирован­ные из Балты. Многие обитатели гетто погибли в ноябре—декабре 1941 г. от эпидемии тифа.

    В мае 1943 г. в Ольгополь при­везли около ста румынских евреев из «политического» лагеря в Вапнярке — деятелей коммунистиче­ской и социал-демократической партий. Созданый ими совет гетто организовал уход за детьми, создал бесплатную столовую, баню, расши­рил общую и открыл стоматоло­гическую лечебницу, услугами ко­торой пользовались и представи­тели местной власти.

    В 1943 г. в Ольгополе стояла ита­льянская воинская часть. По воспо­минаниям переживших оккупацию свидетелей, итальянцы ежедневно приносили в гетто продукты, кор­мили голодных еврейских детей.

    По данным румынской статистики, в 1943 г. в гетто Ольгополя было около 700 евреев, из них около 500 местных.

    В послевоенные годы бывший уез­дный город постепенно превратил­ся в село с населением около пяти тысяч человек.
    В Ольгополе в на­чале 1990-х гг. в проживало немно­гим более десяти евреев-пенсионеров, все они жили в центре, на улице Ленина.
    Последняя проживавшая в Ольгополе еврейка умерла за 2 месяца до приезда экспедиции ИКЦ в августе 2012 г.

    В.Лукин, "100 еврейских местечек Украины"
    Винницкая область, Чечельницкий район
    Здание земской больницы
    Бывшая синагога, потом - кинотеатр
    Фото sirozha_z.io.ua                   Фото Елена Войнаровская
    Та самая чайная. Нам ее представили как кинотеатр-синагогу. Но историческая справедливость восстановлена)
    Дом на центральной улице
    Старое еврейское кладбище на крутом склоне холма
    Мимолетный проезд через местечко А.С.Пушкина ольгопольчане решили увековечить именно таким образом...
    От этого памятника в самом ближайшем будущем останутся только 3 пары ног
    Косящая под готику башня была, вероятно, водонапорной
    Скамейка во дворе больницы
    Памятник на могиле погибших в гетто евреев
    Немножко подзаросло...
    Найкраще місце на Землі-
    Ольгопіль рідний! І здалека,
    Бува, що на однім крилі,
    Ми летимо, немов лелеки,

    Сюди. Бо манить запах м’яти,
    Бо є у кожного одна -
    Ота стежина коло хати,
    Матуся сива край вікна...

    Ми летимо, немов лелеки...
    І повертаємось сюди,
    Натерши крила, бо здалека,
    Щоб знов напитися води.

                    Елена Войнаровская
    ГЛАВНАЯ                    ЕВРЕЙСКИЕ МЕСТЕЧКИ                ПУТЕШЕСТВИЯ по ЕВРОПЕ                      КОНТАКТЫ            
    PHOTO
    HUNT
    Мой штетл
    еврейские
            местечки
                    Украины