Место старой синагоги
Сохранившаяся синагога "Якоб Гланзер шул" на пересечении ул. Угольной и пл. Теодора (ныне св. Фёдора).
Знак "вечной аренды". Евреям нельзя было владеть недвижимостью, а аренда - пожалуйста. Просто она вечная)
Рядом стоит такой кабак. Выглядит все, включая меню, предельно тупо
Львов
еврейский
ГЛАВНАЯ                    ЕВРЕЙСКИЕ МЕСТЕЧКИ                ПУТЕШЕСТВИЯ по ЕВРОПЕ                      КОНТАКТЫ            
Полагают, что евреи-раббаниты и караимы из Византии и юго-востока Европы поселились во Львове вскоре после его основания (приблизительно в 1256 г.). В 1340 г. Казимир III Великий завоевал Львов, и евреи города получили те же привилегии, какими пользовались другие еврейские общины Польши.

Во второй половине 14 в. в городе образовались две отдельные общины, просуществовавшие самостоятельно вплоть до последнего десятилетия 18 в.: одна — численно более крупная, но общественно менее развитая, обосновалась в 1352 г. в пригороде Краковское предместье, другая, находившаяся в самом городе (впервые упоминается в 1387 г.), — занимала так называемую Еврейскую улицу. В 1550 г. они насчитывали соответственно 559 человек и 352 человека, имели отдельные синагоги и другие религиозные и общинные учреждения; однако кладбище (впервые упоминается в 1441 г.) было общим для обеих общин, а также для караимов, проживавших до 1475 г. в обособленном селении близ Краковского предместья.

Евреи Львова играли заметную роль в экономической жизни города, бывшего тогда важным центром транзитной торговли Польши с Турцией и ее европейскими и малоазиатскими владениями. Они занимались также внутренней оптовой торговлей, арендой поместий, были кредиторами польских королей и галицийской знати и откупщиками налогов. Во второй половине 16 в. во Львове действовал банкирский дом Иосефа Наси. Однако большинство евреев были лавочниками, коробейниками и ремесленниками. Торговые права евреев основывались на дарованных польскими королями грамотах, отмены или ограничения которых постоянно требовали купцы христианской веры.

Ян Альберт ограничил оптовую торговлю евреев скотом и текстильными изделиями (1493), но Александр Ягеллон в 1503 г. и 1506 г. восстановил их прежние права. Сигизмунд I Старый то расширял (1515), то ограничивал эти права, в 1527 г. отменил все ограничения, но в том же году восстановил их. В 1581, 1592 и 1602 гг. между общиной Львова и городской управой заключались соглашения, регулировавшие торговые права евреев. Возобновление этих соглашений в 17–18 вв. сопровождалось протестами торговцев — христиан. К началу 17 в. еврейским ремесленникам удалось создать собственные цехи.

Обе общины Львова сильно пострадали при осадах города казаками Б. Хмельницкого (1648–49) и последующих войн второй половины 17 в. – начала 18 в.; особенно тяжелый ущерб был нанесен общине Краковского предместья. Борьба христианского населения Львова против евреев, занимавших видное место в торговле и ремеслах, продолжалась, несмотря на активное участие евреев в обороне города (главным образом в отражении атак русских войск в ходе русско-польской войны 1654–67 гг.).

Однако иногда горожане заступались за евреев. Так, они отказались выдать их казакам Хмельницкого, а также русским войскам в 1655 г.; опасность, угрожавшая еврейскому населению Львова, была предотвращена уплатой крупного выкупа. Тем не менее, в 1664 г. при погроме в Краковском предместье погибло свыше ста евреев и многие дома были разрушены.

Некоторые магнаты и представители шляхты оказывали поддержку евреям, выступая против требований горожан запретить евреям селиться вне квартала еврейского и ограничить размеры их торговли, и высоко ценили пользу, которую евреи приносили как государственной казне, так и личному хозяйству помещиков. Хотя изданный в 1656 г. Яном II Казимиром запрет сдавать евреям в аренду дома и лавки за пределами еврейского квартала был подтвержден в 1709 г. городскими властями Львова, а в 1710 г. королем Августом II, евреям удавалось обходить его. В 1738 г. число «недозволенных» еврейских лавок достигло 71.

Возбуждение, охватившее ряд восточноевропейских еврейских общин с появлением саббатианства, и порожденные им распри коснулись также общины Львова.
Конфликт в общине обострился после краха саббатианского движения. В 1722 г. сторонников движения предали херему. Тридцать два года спустя львовская община была вновь взбудоражена посещением Лейба Крысы (после крещения — Ян Доминик Крысинский), распространителя учения Я. Франка. Сам основатель секты франкистов прибыл во Львов в конце 1755 г., но по требованию правления общины был вынужден покинуть город, а летом 1756 г. на секту был наложен херем.

Позднее Львов стал центром действий, развернутых по наущению франкистов прелатами католической церкви Польши против ортодоксального еврейства: в ноябре 1757 г. на городской площади были сожжены собранные отовсюду фолианты Талмуда; в 1758 г. франкисты опубликовали во Львове девять догматов своей веры, а в 1759 г. — обращения членов их секты, просивших крестить их; 12 июля – 10 сентября 1759 г. состоялся нашумевший диспут между последователями Франка, возводившими на евреев кровавый навет, и виднейшими раввинами юго-восточной Польши, которых возглавлял раввин Львова и округа Хаим бен Симха ха-Кохен Рапопорт (1700–71). До января 1760 г. во Львове крестилось свыше 500 франкистов, в том числе сам Я. Франк, его жена и дети.

Во второй половине 17 в. многие евреи Львова (в первую очередь жители Еврейской улицы) из-за перенаселенности их кварталов стали переселяться в принадлежавшие польским аристократам города Жолкву, Сверж, Бучач, в конце 17 в. — в Броды. В 1710 г. во Львове в результате волнений в связи с кровавым наветом была убита еврейка; в 1728 г. был казнен глава иешивы Х. Рейцес (родился в 1687 г.), которого вместе с братом (повесился в тюрьме) обвинили в том, что они склонили к возвращению в иудаизм еврея-выкреста.

Внутриобщинные распри, порожденные недовольством постановлениями о распределении налогов, о выборах раввинов и т. п., привели к усилению вмешательства городских властей в общинные дела. Авторитет общинного управления Львова пошатнулся и из-за сужения границ его влияния после присоединения Подольской земли к Турции (1672–99) и отказа окружного ва‘ада подчиниться юрисдикции львовской общины и ее раввина (1720).

С присоединением Львова к Австрии (1772) борьба христианского населения за ограничение прав евреев на жительство и торговлю получила поддержку австрийских властей. В 1798 г. право на проживание вне еврейского квартала было предоставлено только некоторым богатым и образованным коммерсантам, которые продавали товары австрийского производства, располагали имуществом не менее чем в 30 000 гульденов и владели немецким языком.

По Указу о терпимости, изданному императором Иосифом II в 1789 г. для евреев Галиции, городская и пригородная общины Львова (уже во второй половине 18 в. формально объединившиеся) были объединены официально. Еврейское население Львова увеличилось с 18 302 человек в 1800 г. до 26 694 человек в 1869 г., а к 1910 г. — до 57 тысяч человек (27,8% всего населения Львова). В 1820 г. из всего трудоспособного еврейского населения города 55% было занято торговлей (главным образом розничной), а 24,5% — ремеслами. В руках крупных еврейских коммерсантов сосредоточились оптовая торговля с Россией и поставки для австрийской армии; некоторые из них заложили также основу промышленности и банковского дела во Львове.

Хасидизм, проникший во Львов в конце 18 в. несмотря на яростное сопротивление ведущих митнагдим, пользовался поддержкой правления местной общины и раввина города Ц. Х. Розанеса (1733–1804). В начале 1830-х гг. была основана первая хасидская синагога во Львове, к 1838 г. в городе насчитывалось семь таких синагог. Движение Хаскалы, ранним поборником которого во Львове явился Н. Х. Хомберг (1749–1841; с 1787 г. главный правительственный инспектор немецко-еврейских учебных заведений в Галиции), натолкнулось на сильное сопротивление ортодоксального населения города.

С начала 1840-х гг. главенство в общине Львова на долгое время перешло к сторонникам Хаскалы и движения за реформизм в иудаизме. В 1844 г. во Львове был открыт так называемый темпль (синагога реформистской конгрегации.

В 1846 г. евреям был открыт доступ в средние школы и университеты, что привело к увеличению числа евреев Львова, занятых в свободных профессиях. В составе национальной гвардии, образованной во Львове в дни революции 1848 г., был сформирован отдельный еврейский отряд с еврейским командованием; два представителя от евреев вошли в Народную раду Галиции. С 1848 г. евреи были допущены к муниципальным выборам, но с ограниченным представительством (15%, позднее — 20% в городском совете).

В 1860 г. был отменен запрет на приобретение евреями недвижимости, через некоторое время муниципальные власти Львова были вынуждены отменить также все другие ограничения, противоречившие австрийской конституции 1867 г. (см. Австрия). Наряду с участившимися с этого времени случаями крещения евреев (713 человек в 1868–1907 гг.) наблюдалось и принятие иудаизма христианами (86 человек за тот же период).

К концу 19 в. община Львова имела многочисленные синагоги, школы, библиотеки, филантропические организации, больницы, театр на идиш (с 1889 г.). В 1874 г. город насчитывал 69 хедеров, в 1885 г. был открыт первый модернизированный хедер, а в 1910 г. — религиозный институт.

В 1910 г. евреи Львова (около 60 тыс. человек) составляли свыше 25% населения города и представляли большинство в сфере свободных профессий (70% адвокатов и 60% врачей); 70% членов торгово-промышленной палаты Львова были евреями. Во Львовском университете в 1910 г. обучалось около 1,5 тыс. евреев (33% от общего числа студентов), действовало несколько еврейских студенческих союзов, в университете преподавали евреи-ученые, в том числе выдающийся историк Ш. Аскенази (1866–1935). С конца 19 в. и до Второй мировой войны Львов был одним из центров еврейского книгопечатания. Художник З. Надель (1854–1926) запечатлел типы представителей местной еврейской общины и эпизоды ее повседневной жизни.

Во время Первой мировой войны во Львов прибыли тысячи беженцев-евреев из пограничных с Россией районов. При захвате Львова русскими войсками в августе 1914 г. еврейское население подверглось грабежам, еврейские учреждения были закрыты, многие евреи взяты заложниками. С возвращением австрийской власти (июнь 1915 г.) жизнь общины и еврейских организаций восстановилась, была налажена помощь беженцам. В ноябре 1918 г., во время вооруженной борьбы поляков с украинцами за власть над Восточной Галицией, во Львове произошли погромы, в которых 70 евреев были убиты и многие ранены.

В составе независимой Польши (1918–39) община Львова была третьей по величине и одним из важнейших еврейских центров страны; в 1939 г. она насчитывала 109 500 человек (33% всего населения). В 1920–23 гг. во Львове существовал дом Хе-Халуца, в котором жили и готовились к репатриации в Эрец-Исраэль большие группы участников движения; под Львовом была организована сельскохозяйственная ферма. В 1919–22 гг. во Львове состоялись три конференции галицийского Хе-Халуца.

Сотни участников движения из Львова прибыли в Эрец-Исраэль в составе третьей алии. Община имела три еврейские средние школы с преподаванием на польском языке, педагогический институт с преподаванием на иврите (с 1920 г.), который возглавлял раввин и историк М. Шор, религиозно-национальную школу «Маттат», профессиональную школу и другие учебные заведения; издавались газеты «Хвыля» (с 1919 г.; орган сионистов), «Лембергер тогблат» (с 1920 г.) и «Опиния».

В сентябре 1939 г. Львов был присоединен к СССР, и в нем нашли укрытие тысячи беженцев-евреев с оккупированных немцами территорий Польши. В рамках политики советизации была запрещена деятельность еврейских организаций и органов прессы, многие видные деятели общины Львова были репрессированы. Из Львова было выслано около десяти тысяч евреев. Вместе с тем отмечается активизация культурной деятельности на идиш: в конце 1939 г. был открыт государственный еврейский театр под руководством И. Каминьской (см. Каминьские, семья), а в начале июня 1941 г. стала выходить газета на идиш «Дер ройтер штерн». На львовской радиостанции была введена часовая передача на идиш.

Когда немцы захватили Львов (30 июня 1941 г.), в нем насчитывалось около 150 тыс. евреев. Украинские отряды, вступившие во Львов вместе с немецкими войсками, и местное украинское население учинили трехдневный погром, во время которого погибли тысячи евреев. В течение июля были уничтожены несколько сот лидеров общины, более двух тысяч евреев погибли во время «акции Петлюра» (25–27 июля). 15 июля евреям приказали нашить на одежду желтый знак, в начале августа на общину был наложен штраф в размере 20 млн. рублей, после чего все еврейское имущество было конфисковано и разграблено, были осквернены еврейские кладбища и сожжены синагоги. В сентябре евреям было запрещено покупать продукты на городских базарах в течение почти всего дня. Они могли там находиться с 12 до 14 часов.

Назначенный немцами председатель юденрата Ю. Парнас (1902–1941) и два его преемника были убиты за отказ дать требуемое число евреев на принудительные работы. После включения Восточной Галиции в «генерал-губернаторство Польши» (1 августа 1941 г.) на его еврейское население распространились все антиеврейские ограничения, действовавшие на территории оккупированной Польши. В городе и его окрестностях в первые месяцы войны в лагерях принудительного труда погибло много евреев (в основном молодежь).

6 ноября 1941 г. губернатор Галиции распорядился заключить 136 тыс. остававшихся к тому времени в живых евреев Львова в гетто, в котором находилось 300 домов, в большинстве одноэтажных. Но даже немцам не удалось осуществить этот замысел, и евреи были сосредоточены в особом квартале. Немецкие власти осуществили тотальное ограбление еврейского населения. Так, только один из транспортов, перевозивших ценные вещи евреев Львова, перевез груз весом 866 кг.

Юденрат сумел организовать в особом квартале, а затем в гетто три еврейские больницы, одна из них предназначалась для инфекционных больных. Врач Е. Рогатина описывала, в каких условиях работали еврейские врачи: «Два раза в месяц нацисты расстреливали евреев, которые находились здесь более двух недель. Первоначально здесь работали 43 медика, затем 31 из них (вместе с главврачом) убили».

В начале 1942 г. во Львове на Яновской улице был создан концлагерь, куда были заключены тысячи евреев из Западной Украины и Львова, которых уничтожали всевозможными способами. Комендант лагеря Вильгаус проявлял садистские наклонности. По свидетельствам выживших, он лично уничтожал маленьких детей: «брал маленького ребенка двух-четырех лет, подбрасывал ребенка одной рукой в воздух и другой стрелял из револьвера в летящую мишень». В марте 1942 г. 15 тыс. евреев Львова были депортированы в лагерь смерти Белжец. Немцы, уничтожив с 10 по 23 августа около 40 тыс. евреев, учредили для оставшихся гетто. Юденрат Львова стремился организовать как можно больше мастерских и фабрик, на которых выпускались товары, нужные еврейскому населению, и выполнялись заказы немецкой администрации и военного командования. Руководители юденрата хотели таким путем доказать важность еврейского труда для немецких властей и благодаря этому избежать поголовного уничтожения еврейского населения. Первые швейные и портновские мастерские открылись во Львове в 1941 г. В начале 1942 г. в гетто были организованы столярные и слесарные мастерские и мелкие предприятия по производству тары и аптекарских товаров. Весной 1942 г. были созданы крупные мастерские, на которых изготавливалась одежда, предметы роскоши, кожевенные изделия. На этих предприятиях работало около четырех–пяти тысяч человек. По инициативе ряда немецких предпринимателей, заинтересованных в эксплуатации дешевой еврейской рабочей силы, был создан ряд крупных производств: оружейный завод, фабрика по переработке и сбыту утильсырья, мастерские по пошиву обмундирования для немецкой армии, мастерские по починке одежды и другие. На них работали многие тысячи евреев. Однако несмотря на все усилия пятнадцать тысяч евреев были уничтожены в ноябре 1942 г. – январе 1943 г.; двадцать тысяч были заключены в «еврейский лагерь» на территории гетто; юденрат был ликвидирован.

Первые еврейские группы антинацистского Сопротивления были созданы во Львове в 1941 г. Одну из таких групп возглавлял поэт на языке идиш Я. Шудрих. Группа переправляла евреев в партизанские отряды в леса или отправляли на работу в Германию по фальшивым документам. Группа Я. Шудриха наладила связь с советскими и польскими подпольными организациями. Другая еврейская подпольная группа «Независимая социалистическая молодежь» издала несколько номеров газеты на польском языке, используя типографское оборудование.

В январе 1943 г. в гетто был создан комитет, который возглавил сопротивление. В него вошли представители гетто и Яновского концлагеря. Комитет выпускал подпольную газету и организовал побег бойцов сопротивления в Бродские леса, где ими был создан партизанский отряд. Во Львове большого размаха достигло приобретение евреями оружия. Оружие ввозилось из ремонтных мастерских, закупалось у итальянских и венгерских солдат, у местных жителей. Активно участвовал в операциях по приобретению оружия Ш. Визенталь.

20 ноября 1943 г. подняли восстание 150 членов так называемой «бригады смерти», сжигавшие трупы и уничтожавшие следы массовых казней евреев во Львове. Им удалось убить нескольких эсэсовцев, разорвать проволочное заграждение. Хотя почти все участники восстания погибли, 10 из них удалось спастись. Семь тысяч оставшихся в живых евреев были переведены в Яновский концлагерь, где в ноябре 1943 г. их уничтожили.

После освобождения Львова советскими войсками (июль 1944 г.) в городе был создан еврейский Комитет по оказанию помощи уцелевшим после Катастрофы. Из 3400 евреев, до конца 1944 г. зарегистрировавшихся жителями Львова, около 820 человек — бывшие узники львовского гетто. Комитет приложил много усилий, чтобы разыскать еврейских детей, спасенных в годы немецкой оккупации в монастырях и в украинских и польских семьях. Во Львове была восстановлена синагога «Хадашим» (построена в 1856 г.). Раввином синагоги был назначен Давид Кахане, спасенный, как и некоторые другие евреи, митрополитом А. Шептицким.

Сохранившаяся библиотека львовской общины (одна из крупнейших еврейских библиотек в Польше) в 1946 г. перевезена в Киев. Большая часть уцелевших евреев Львова, попавших в лагеря для перемещенных лиц, репатриировались в Израиль. Нелегальной эмиграцией евреев из Львова занимался львовский центр организации Бриха. Его активисты были арестованы в 1946 г. и приговорены к различным срокам тюремного заключения. В 1946 г. несколько сот семей любавичских хасидов нелегально выехали из СССР в Польшу через Львов. После войны еврейская культурная деятельность во Львове не возобновилась, за исключением кратковременного существования еврейского театра (во время войны работал в эвакуации в Алма-Ате), который был закрыт в 1948 г.

В 1959 г. во Львове проживало 25 800 евреев, в 1970 г. — 24 362 еврея, в 1979 г. — 17 952 еврея, в 1989 г. — 12,8 тыс. евреев. Единственная синагога, действовавшая во Львове в послевоенные годы, была закрыта в 1962 г. во время кампании борьбы с иудаизмом 1957–64 гг.
В 1974 г. в квартире, где собирался миньян, конфисковали свитки Торы и молитвенники.
В составе массовой алии из СССР—СНГ в 1970-х гг. и в 1989 г. – начале 2000-х гг. в Израиль приехало много евреев из Львова. Часть евреев эмигрировали в другие страны мира.
Согласно Всеукраинской переписи населения 2001 г., во Львове проживало 1900 евреев (0,3% от всего населения).
В 1988 г. во Львове была зарегистрирована еврейская община. В 1989 г. общине было возвращено здание синагоги. С начала 1990-х гг. во Львове действует благотворительная организация «Хесед Исраэль», выходит газета «Шофар».
В старом еврейском квартале осталось много свидетельств того, кто именно здесь проживал
Впечатляющее здание еврейской больницы в мавританском стиле. При Союзе звезды с лишним идеологически неправильным лучом хотели убрать - а дудки, они вмурованы в кладку стен!
Площадь 3-х синагог
Все, что осталось от синагоги "Золотая роза"
Как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное
Кое-где из-под слоя современной штукатурки выглядывает реклама на языке, которого здесь уже давно не понимают
Еще один интересный нюанс - не сразу заметные звезды Давида на решетке
Внутри красивая роспись стен и потолка
Макет "Золотой розы"
Дом с двумя мезузами
Лев означает, что здесь когда-то наливали
Остатки мощения площади плитами с кладбища
Один из двориков еврейского квартала
Память
Маленький 3-этажный дом, просто с подвалом и чердаком (евреям запрещалось строить больше 3 этажей)
Таких проплешин со ступеньками довольно много. Раньше здесь были синагоги. Почему-то не застраиваются...
А это сохранившаяся синагога, недалеко от ж.д. вокзала на ул. Михновских
Печально известная станция Клепарово
Вид балки, найденной историком Майером Балабаном и зарисованной художником Леоном Цвеком, на месте синагоги "Золотая Роза". По ней определили дату строительства или реконструкции синагоги - 1420 г.
Большая городская синагога на пересечении ул. Собеского (ныне Л. Долинского) и Арсенальной
Городской бейт мидраш угол ул. Боимов (ныне Староеврейская) и Шклярской. Репродукция с рисунка Францишека Ковалишина (1904)
Предместская синагога на ул. Божничей (ныне Санская)
Бейт мидраш Краковского предместья и синагога "Бейт лехем" (пекарей), ул. Старозаконная (ныне М. Удалого)
Прогрессистская синагога "Темпль", ул. Жолкевская (ныне Б. Хмельницкого)
Деревянная синагога в предместье Знесенье, 1871 г.
Синагога "Матан бесейтер" (справа) и бейт мидраш Краковского предместья со стороны ул. Божничей (ныне Санская)
Синагога "Бейт хасидим". Предположительно, снимок был сделан после польского погрома в ноябре 1918 г. членами международной комиссии по расследованию
То, чего уже нет
Фотографии и рисунки  www.lvov.0catch.com