Клевань
Что стоит посмотреть

  • Замок Чарторыйских. Выглядит жутковато, особенно внутри. Впечатляет хорошо сохранившийся трехарочный мост
  • Греко-католическая церковь Рождества
  • Благовещенский костел с  усыпальницей рода Чарторыйских

Клевань, 2009 г.
Замок Чарторыйских
Церковь Рождества
           Благовещенский костел
ИСТЕРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

       Городок на реке Стубле (некоторое время именно по этой реке проходила польская граница), Клевань, как утверждают историки, существовала уже в в ХІІ ст., под названием Колывань. В письменных источниках она впервые упомянута в 1458 г. как собственность князя Н.Чарторийского.
Во второй половине 15 ст. князь Федор Чарторийський, луцкий староста, возвел замок, окружив его глубоким рвом, который наполнялся водой Стублы, и крепкими каменными стенами.

В 1632 г. замок отдали иезуитам, которые устроили здесь свою коллегию. После их изгнания в 1773 г., когда местность отошла к Австрии, замок долго стоял пустым, пока князь Константин Чарторийский, который решил создать в Клевани польскую гимназию, не перестроил замок в 1817г. Восточная стена была разобрана, а на ее месте появились два флигеля, где и разместилось училище. Это учебное заведение русская власть закрыла в 1831г. В 1834г. сюда из Луцка была переведена гимназия, и уже через 2 года она переходит к Ровно. Замок снова стоял пустым, разваливался без надлежащего надзора. На границе ХІХ и ХХ столетий помещения родового гнезда Чарторийских передали духовому училищу.

В 1860г. Чарторийские продали свои здешние имения русскому царю Александру ІІ. Во дворце магнатов расположилось правительство волынских апаназов. В 1915г. во время военных действий дворец был разрушен.
На ул. Мицкевича, недалеко от крутого плато, находится бароковый Благовещенский костел, который неплохо видно с трассы. Основатель храма Ежи Чарторийский, получив образование у виленских иезуитов, первый из этого княжеского рода перешел в католицизм. Изменение вероисповедания требовало материального свидетельства, чем и стало строительство костела в Клевани, сначала деревянного, в 1590 году, а потом на том же месте - каменного. Закончено строительство было в 1610 г., и посвящен храм лишь в 1637 г. Еще в первой трети ХХ ст. храм украшал немалых размеров алтарный образ кисти Карла Дольче, мастера болонской школы XVII ст.
Немного южнее костела стоит двухъярусная колокольня с небольшим декоративным фонариком на вершине шатра.

В самом центре Клевани, близ давнего городища, сохранился еще один памятник культовой архитектуры - униатская церковь Рождества 1777 г. Это храм, построенный из кирпича, с классицистическим фасадом, который оформлен глухим пилястровым портиком тосканского ордера. Рядом - скромная неприметная колокольня на два яруса (1844).

Как и во всех городах и городках Галиции, в Клевани проживала немалая еврейская община. Настолько немалая, что в польском путеводителе по Волыни за 1929г. Клевань так и называют - "жидовский городок с населением в 1300 человек".

Во время Второй мировой Клевань была штаб-квартирой польской Самообороны. Немцы этого, бесспорно, не простили: когда в 1942г. Клевань была оккупированная фашистами, здесь было зверски убитый всех польских самооборонцев. А в 1943г. приша УПА - и перебила тех, кто к Самообороне, может, и не принадлежал, но принадлежал к польской крови. В дополнение, перебитое поселение еще и сожгли. Такие были времена...
Село упоминают в Кресовой книге справедливых.



Ровенская область
Еврейское кладбище
Фото А.Вольф
Синагога в Клевани, 1939 г.
ГЛАВНАЯ                    ЕВРЕЙСКИЕ МЕСТЕЧКИ                ПУТЕШЕСТВИЯ по ЕВРОПЕ                      КОНТАКТЫ            
PHOTO
HUNT
Мой штетл
еврейские
        местечки
                Украины